ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Грузы представляют собой продукты производства, полуфабрикаты, сырьё, материальные ценности с момента приёма их к перевозке и до момента сдачи грузополучателю.
Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-техническими свойствами, объёмно-массовыми характеристиками и степенью опасности и в соответствии с их транспортными характеристиками требуют определённых режимов перевозки, перегрузки и хранения.
В зависимости от класса груза используют различные виды транспорта:
■ морской;
■ воздушный;
■ автомобильный;
■ внутренний водный;
■ железнодорожный;
■ трубопроводный.
Каждый вид транспорта определяет и вид транспортных средств: самолёты, суда, различные автотранспортные средства передвижения, а также различное оборудование: контейнеры, поддоны, кассеты, которые выбираются в зависимости от вида опасного груза.
Вид опасности груза определяется признаком, который характеризует особенность проявления опасного свойства груза в транспортном процессе, присущего одному из классов (подклассов) опасности.
Опасные грузы представлены веществами, материалами, изделиями и опасными отходами, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.
К опасным грузам относятся любые вещества, предметы, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые вследствие их специфических свойств могут при транспортировке, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной:
■ взрыва и (или) пожара;
■ повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений;
■ гибели людей, животных, естественных природных ресурсов;
■ увечья;
■ отравления;
■ ожогов;
■ облучения и заболевания людей и животных.
Опасные грузы также могут нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Перевозка опасного груза представляет собой совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя.
Перевозка опасного груза включает в себя:
■ подготовку груза и транспортных средств;
■ приём груза к перевозке;
■ погрузку в транспортное средство;
■ оформление перевозочных документов;
■ транспортирование груза;
■ перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой;
■ транзитное хранение груза;
■ выгрузку.
Таким образом, большая часть всех перевозимых опасных грузов сосредоточена в таких местах, где любая их утечка или иная авария может привести к значительному материальному и (или) экологическому ущербу и даже человеческим жертвам.
В связи с такой опасностью во всех развитых странах разработаны строгие правила, направленные на обеспечение безопасности перевозок опасных веществ и снижение последствий возможных аварийных ситуаций при их транспортировке. Более того, в связи с большим количеством международных грузоперевозок и возможными глобальными масштабами последствий аварий с опасными веществами существуют различные международные соглашения, регулирующие такие перевозки.
Согласно ГОСТ 19433-88 [21] опасные вещества разделяются на классы, подклассы, категории и группы в соответствии с их физикохимическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании.
Последняя редакция ДОЛОГ (ДОРОГИ-2003) максимально учитывает Типовые правила Рекомендаций по перевозке опасных грузов ООН.
Новая структура ДОЛОГ-2003 соответствует:
• Международному кодексу морской перевозки опасных грузов.
• Техническим инструкциям по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.
• Правилам международной перевозки опасных грузов по железным дорогам.
Такое единообразие требований в различных нормативных документах направлено на облегчение соблюдений соответствующих правил грузоотправителями и перевозчиками, участвующими в мультимодальных перевозках [31].
На основании ДОПОГ-2003 все опасные грузы делятся на классы, некоторые классы для более точной классификации веществ имеют подклассы [21], [32].
Международными документами рекомендована классификация опасных грузов. Для этого предлагается использовать номера по списку ООН.
Серийный номер ООН — порядковый номер наиболее часто перевозимых опасных грузов, присвоенный Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов [21].