ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Грузы представляют собой продукты производства, полуфабри­каты, сырьё, материальные ценности с момента приёма их к пере­возке и до момента сдачи грузополучателю.

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-техническими свойствами, объёмно-массовыми характери­стиками и степенью опасности и в соответствии с их транспортными характеристиками требуют определённых режимов перевозки, пере­грузки и хранения.

В зависимости от класса груза используют различные виды транспорта:

■ морской;

■ воздушный;

■ автомобильный;

■ внутренний водный;

■ железнодорожный;

■ трубопроводный.

Каждый вид транспорта определяет и вид транспортных средств: самолёты, суда, различные автотранспортные средства передвиже­ния, а также различное оборудование: контейнеры, поддоны, кассе­ты, которые выбираются в зависимости от вида опасного груза.

Вид опасности груза определяется признаком, который харак­теризует особенность проявления опасного свойства груза в транс­портном процессе, присущего одному из классов (подклассов) опас­ности.

Подпись:
Опасные грузы представлены веществами, материалами, изде­лиями и опасными отходами, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здо­ровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреж­дению и (или) уничтожению материальных ценностей.

К опасным грузам относятся любые вещества, предметы, мате­риалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, ко­торые вследствие их специфических свойств могут при транспорти­ровке, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной:

■ взрыва и (или) пожара;

■ повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений;

■ гибели людей, животных, естественных природных ресур­сов;

■ увечья;

■ отравления;

■ ожогов;

■ облучения и заболевания людей и животных.

Опасные грузы также могут нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Перевозка опасного груза представляет собой совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя.

Перевозка опасного груза включает в себя:

■ подготовку груза и транспортных средств;

■ приём груза к перевозке;

■ погрузку в транспортное средство;

■ оформление перевозочных документов;

■ транспортирование груза;

■ перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой;

■ транзитное хранение груза;

■ выгрузку.

Таким образом, большая часть всех перевозимых опасных грузов сосредоточена в таких местах, где любая их утечка или иная авария может привести к значительному материальному и (или) экологическому ущербу и даже человеческим жертвам.

В связи с такой опасностью во всех развитых странах разработаны строгие правила, направленные на обеспечение безопасности перевозок опасных веществ и снижение последствий возможных аварийных ситуаций при их транспортировке. Более того, в связи с большим количеством международных грузоперевозок и возможными глобальными масштабами последствий аварий с опасными веществами существуют различные международные соглашения, регулирующие такие перевозки.

Согласно ГОСТ 19433-88 [21] опасные вещества разделяются на классы, подклассы, категории и группы в соответствии с их физико­химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании.

Последняя редакция ДОЛОГ (ДОРОГИ-2003) максимально учи­тывает Типовые правила Рекомендаций по перевозке опасных гру­зов ООН.

Новая структура ДОЛОГ-2003 соответствует:

• Международному кодексу морской перевозки опасных грузов.

• Техническим инструкциям по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.

• Правилам международной перевозки опасных грузов по железным дорогам.

Такое единообразие требований в различных нормативных до­кументах направлено на облегчение соблюдений соответствующих правил грузоотправителями и перевозчиками, участвующими в мультимодальных перевозках [31].

На основании ДОПОГ-2003 все опасные грузы делятся на клас­сы, некоторые классы для более точной классификации веществ имеют подклассы [21], [32].

Международными документами рекомендована классификация опасных грузов. Для этого предлагается использовать номера по списку ООН.

Серийный номер ООН — порядковый номер наиболее часто пе­ревозимых опасных грузов, присвоенный Комитетом экспертов Ор­ганизации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов [21].